волхв

Волхвы у славян. Кто такой волхв?

Волхвы у славян. Кто такой волхв.

КТО ВОЛХВ, А КТО НЕ ВОЛХВ?

Любой, кто прочитал энное количество книг о чём-нибудь связанном с древними славянами, и затем взявшийся учить этому других, сейчас может назвать себя волхвом. Причина проста: почти никто толком не знает, кто такие волхвы, но все понимают, что быть волхвом – это круто.

Любой почитатель Велеса, который читал научные книги о язычестве и стал проводить обряды, сейчас тоже может назваться волхвом. Причина известна: созвучие слова “волхв” с “волохатый” и “Велес”.

Вот и получается, что за волхвов себя выдают то откровенные проходимцы, а то искренне заблуждающиеся. И потому не вызывает удивления, когда на празднике очередной “волхв” делает вид, что камлает, а на самом деле музицирует на бубне, не производя никакого воздействия на природу, кроме сотрясания воздуха.

Кто же такие волхвы на самом деле? Как отличить настоящего волхва от волхвоназываемого?

Если опираться на священные писания, то первым делом следует заглянуть в “Веду Словена”. Там мы встречаем слово “Друда” как имя одной из вил, а так же слово “друдень” как обозначение аскета. Последнее аналогично древнерусскому “трудник”, но не в христианском значении монаха-послушника, а в более древнем, языческом. Надо полагать, друднями/трудниками изначально называли тех, кто совершал духовные радения в уединении. Сейчас бы последователи восточных учений сказали, что друдень – это садхак в ретрите.

По созвучию сразу вспоминаются друиды. Как известно, созвучия часто бывают обманчивы, но, к счастью, в данном случае дело не только в них, ведь самый известный друид носил славянское обережное имя – Мерлин, что значит “мертвец”. Стало быть, какая-то связь между друднями и друидами в самом деле есть. И действительно, если начать изучать сведения о друидах (например, с прекрасной книги Франсуазы Леру “Друиды”), то мы увидим, что кельтские друиды удивительно похожи на славянских волхвов. Видимо, учреждение этого братства относится ко временам индоевропейского единства, иначе как могло бы столь сходное явление существовать у двух разных этносов?

Различия в верованиях и обрядности волхвов и друидов, несомненно, существовали, равно как кельтские языки отличаются от славянских. Но важна главная общая особенность: друиды представляли собой духовное братство с чёткой иерархией, и этому братству подчинялся весь народ. Несомненно, такими были и волхвы: когда они говорили, что надо принести жертву, её приносили, а когда они пророчили, сказанное сбывалось. В пример можно привести историю с Олегом Вещим или с народными волнениями по поводу неурожая 1071-го года.

Чтобы понять истоки братства волхвов, необходимо изучить инициатические ритуалы разных народов (например, по книге Арнольда ван Геннепа “Обряды перехода”). Тогда станет ясно, что древнейшие духовные братства по всему миру были учреждены в честь основателя мистерий, предстающего в облике змея. У славян эта личность предстаёт под именем Волхова в “Сказании о Словене и Русе и городе Словенске”, а позднее под именем богатыря Волха Всеславьевича в былинах. Выходит, что волхвы – это братство, учреждённое в честь Волхова.

Как видите, до всего этого совсем несложно дойти, если изучать надёжные источники и использовать логику, отбросив всякие стереотипы. Не нужно повторять чужое мнение, нужно самому хорошо разбираться в вопросе.

Но мы не кабинетные учёные, а потому не ограничиваемся одним лишь чтением да раздумиями. Мы занимаемся волшбой, а потому имеем многое, чем вышеприведённые сведения можно дополнить. Сомневающимся это вряд ли принесёт пользу, а более-менее знающих может наставить на верный путь… Приведём кое-что из этих данных:

1) Наиболее верная огласовка имени основателя братства волхвов – Вольх. В такой форме она иногда встречается в былинах, но, увы, не принята как основная.

2) Вольх – не Велес, не Перун, он вообще не бог. Вольх – это человек, прославленный духовник, чтимый основатель братства волхвов. Со змеем отождествляется потому, что поклонялся Ящеру. Наиболее близкая аналогия у других народов – обожествлённый Первый Шаман.

3) Структура леки любого исконного многобожия выглядит как различные напластования на тотэм основного духовного братства. В случае славян этим братством являются волхвы, их тотэм – змей (более точно – водный змей, “коркодил”). Поэтому и основной древний символ балто-славянского язычества – левосторонняя свастика из 4-х змеев.

4) Жрецы и прочие духовники обучались в братстве волхвов, и именно братством посылались на служение во храмы и капища. Не касалось это только колдунов, отшельников и членов других братств.

5) Поскольку праотец Уфрен (не-славянам известен как Орфей) сначала жил как друдень, а затем, обретя духовное совершенство, стал жить в миру и вести себя более вольно, то следует полагать, что значение слова “друдень” – послушник волхва.

6) Волхвы использовали косметику, применяли различного рода (в том числе и неприличного) нестандартное поведение, не имели жён (при этом запрета на секс внутри братства не было, но налагались временные запреты перед важными обрядами), владели письменностью, народ их боялся (заслышав бубенцы, висящие на посохе, в ужасе разбегались по хатам)…

Таким образом, если кто-то называет себя волхвом, то уместно попросить его назвать братство, в котором он состоит, полюбопытствовать на счёт их линии преемственности, а так же спросить, не женат ли волхв и не имеет ли детей, и в конце попросить явить чудо. 99% “волхвов” тут же отсеется, а в большинстве случаев все 100. Возможно, кто-нибудь из них поймёт, что ему приличнее называть себя самопоставленным жрецом или любомудром, основателем нового учения, но никак не волхвом.

(ц) Свабуно, страг задруги “Поведь”, 06.06.2021