Поклонение Перуну – основной культ славян
Поклонение Перуну – основной культ славян
Безымянный безличен и бездеятелен, из него можно творить, но нет смысла ему поклоняться, потому что он ничего не сделает для вас. Прабог безличен, но деятелен, его можно пытаться постичь, но ему тоже нет смысла поклоняться, потому что он ничего не делает сам, а лишь посредством своих ликов. Не смотря на то, что Безымянному и Прабогу не поклоняются, о них всё же помнят, о них размышляют, чтобы иметь верное представление об устройстве Вселенной.
Прабог вмещает в себя всех богов, потому по отношению к нему они зовутся прибогами. Прабог их вмещает, а царствует над ними Перун, он является главным среди них. Поэтому Перуна можно заклясть Прабогом, а прибогов – Перуном. Поскольку Перун подчиняет прибогов, именно ему поклоняются как верховному владыке.
После того, когда творцы Вселенной, Вышень и Свароґ, назначили Перуна главным богом, Перун послал к людям Семаргла, чтобы он известил их об этой перемене и объяснил, как почитать Перуна. Семаргл выполнил приказ, но, кроме того, поведал людям множество других воззрений, о которых они вопрошали, а потому его чтут не только божественным посланником, но и владыкой мудрости. Всякий желающий взаимодействовать с богами должен сначала заручиться поддержкой Семаргла и получить от него наставления. Кто общается с Семарглом, тот всегда обладает большими познаниями о сокровенном.
Криве-кривейто как царь-жрец является заместителем Перуна на Земле, поэтому ему оказывают божеские почести и поручают заботу о народе. Чтобы не отвлекать от государственных дел, к нему, как к высшей справедливости, обращаются лишь в крайнем случае.
Лукумон – верховный жрец, заместитель Семаргла. Он более близок народу и почитается ничуть не меньше криве-кривейто. От него жаждут получить наставления о духовной жизни и благословения на различные свершения.
Жрецы воплощают собой первых людей, услышавших проповеди Семаргла и последовавших его словам. Они исполняют обряды по праздникам и по просьбам страждущих, дабы умилостивить богов и наладить жизнь мирян.
Князья, знать и воины являются основными прихожанами храмов, т.к. способны их обеспечивать и защищать.
Почти наравне с князьями стоят старейшины семей, родов и кланов, которые чаще обращаются к рахманам, чем к богам, и потому жреческие обязанности обычно исполняют сами. Перуна и других богов они чтут, но считают слишком далёкими от людей, слишком неземными, а потому обращаются к ним лишь в крайнем случае. Каждый старейшина взывает к тем предкам своего рода, которые стали рахманами и потому могут передавать просьбы богам, ибо пребывают вблизи от них. По сути рахманы здесь заменяют Семаргла.
Миряне редко посещают храмы, чаще ходят на капища и святилища. Обычно идут сразу несколько человек в сопровождении старейшины. В одиночку может пойти только сам старейшина, либо тот, кто не хочет, чтобы посторонние услышали его обращение к богам или рахманам.
Колдуны держатся особняком ото всех, ведь их долг – вредить людям. Они почти никогда не посещают храмы и капища, все свои обряды проводят на каварах или дома. Обычно колдуны никого из богов не чтят, а работают только со своими духами-помощниками. Есть и такие, которые могут почитать некоторых божеств Яви, Нави или Акияна, но Прави начисто избегают, т.к. Правные божества могут их покарать. Перуна они так же не чтут, могут даже переиначивать его храмовые обряды.
Семаргл – вестник Перуна, провозгласивший его учение. Но другие боги тоже дают людям свои учения – иногда через Семаргла, иногда через других вестников, а порой даже сами лично. Наиболее ярко это проявляется при рождении воистинных, поэтому воистинных можно считать заместителями Семаргла. Воистинные замещают лукумонов и провозглашают учения тех богов, вместилищам коих являются, дабы посредством этих учений вести людей к истине быстрее или неким особым путём, нежели путь Перуна. Все люди – разные, невозможно просветить всех одинаково, поэтому необходимо множество учений, чтобы каждый выбрал для себя то, что ему подходит.
Страги по сути замещают жрецов. Своим примером они показывают, как надлежит следовать учению воистинного. Страг всегда должен понимать, что он – образец для подражания, и вести себя соответствующе.
Члены задруг, духовных общин и вольные последователи учений по сути замещают прихожан во храмах и других священных местах. Они могут быть священнослужителями, отшельниками или мирянами, и это не помешает им втайне или открыто оставаться последователями избранного учения.
Родовые старины различны. В случае с кудесничеством и колдовством они держатся просто на передаче духов-помощников и способов работы с ними. Более сложные старины содержат разновидности известных учений и тайные учения, свойственные лишь данной семье, роду или клану. Как правило, в старинах уважают богов, но больше взаимодействуют с рахманами и природными духами. Целители и прочие духовники, стоящие ниже жрецов, обычно принадлежат к какой-нибудь старине.
«Путь Херкле» является совокупным учением, охватывающим все стороны жизни и все разновидности славянской веры. Он включает в себя как Внешнее, так и Внутреннее. Это полноценный путь, позволяющий воплотить в жизнь все стремления любого человека. Он одинаково доступен всем слоям общества, желающим развиваться.
Не смотря на стройность данного описания, не все славянские народы придерживались его строго в таком виде. К примеру:
– некоторые учения взаимодействуют с Безымянным и Прабогом без посредников;
– на Руяне верховным богом почитался Свентовит, а не Перун, и его вестником служил Радегаст, а не
Семаргл;
– в некоторых малочисленных племенах не было криве-кривейто и лукумонов, а обязанности жреца мог
исполнять старейшина или вождь;
– старейшины многих кланов почитали только звероды, а к рахманам и богам почти не обращались.
Тем не менее, в целом славянская вера всё же всегда тяготела именно к тому описанию, которое дали мы, поэтому оно верно, а любые отклонения от него следует считать влиянием отдельных учений и стечением обстоятельств.
Из книги Свабуно и Варпода “Поведь черт и резов” Том III